Памятка покупателю товаров в Интернет. Сегодня большинство предпринимателей уже оценили те широкие возможности, которые предоставляет Интернет для успешного ведения бизнеса. Оценили эти возможности и многие покупатели, причем количество тех, кто делает покупки в Интернет, с каждым годом становится все больше и больше. А почему бы и нет? Делать покупки через Интернет гораздо удобнее по трем причинам.
Причина первая - в Интернет товары, как правило, дешевле, хотя это далеко не всегда так. По мере того, как online торговля составляет все большую конкуренцию торговле offline, последняя вынуждена предпринимать какие-то меры по своему спасению и снижать цены.
Вторая причина процветания online торговли - это ее безусловное удобство, все покупки совершаются не выходя из дома, оплачиваются тоже не выходя из дома, с домашнего компьютера. Единственное, что нужно сделать - это открыть дверь курьеру, который привез выбранный вами товар.
Ну и третья причина популярности торговли онлайн - это возможность выбора. Ни один магазин и никакой гипермаркет не смогут обеспечить такого ассортимента, какой можно найти в Интернет. Для меня последняя причина является решающей. В Интернет я могу найти и приобрести практически любую, даже очень редкую вещь. Сделать это оффлайн у меня не получилось бы ни при каких обстоятельствах, потому что некоторые вещи в магазинах просто не продают по причине малого на них спроса.
Понятно, что там, где крутятся очень большие деньги, появляются люди желающие погреть на этом руки и прикарманить себе ваши денежки не совсем законным путем. Поэтому, чтобы начинающий покупатель в Интернет чувствовал себя более уверенно, мы подготовили памятку покупателю товаров в Интернете, которая, надеемся, поможет вам отличить добропорядочного продавца от мошенника.
Памятка покупателю товаров в Интернете.
ПОКУПАТЕЛЯМ ТОВАРОВ И УСЛУГ В ИНТЕРНЕТЕ!
Электронная коммерция конечно дает массу новых возможностей, но вместе с тем при покупках через Интернет существует ряд специфических особенностей, которые необходимо учесть, чтобы в лучшем случае не испортить себе настроение от неудачной покупки, а в худшем не стать жертвой мошенников, лишившись ваших сбережений. Всего и требуется то запомнить четыре момента, на которые следует обратить особое внимание, и это значительно понизит шансы быть обманутым.
Особое внимание к информации о продавце.
Первое на что стоит обратить особое внимание - это наличие на web-сайте Интернет магазина или аукциона максимально полная информация о продавце. Что должно обязательно присутствовать на сайте? Обязательно на сайте должны присутствовать контактная информация: номер телефона и/или факса, ну про электронный адрес говорить не будем, он указывается всегда, даже мошенниками.
Кроме вышеприведенных данных уважающие себя Интернет сервисы указывают еще и свой юридический статус (ООО, ЗАО и т.д.), свой юридический и фактический адрес, а также информацию о государственной регистрации (копия свидетельства о регистрации, его номер, кем и когда выдано).
Что делать, если вы не нашли этой информации на сайте выбранного вами Интернет-магазина, думаю и так понятно, совершать покупки в нем не стоит, риск, что вас обманут очень велик.
Наличие на сайте контактных данных в виде электронной почты и номера мобильного телефона (да и то не всегда) должно, по крайней мере, вас насторожить, здесь явно что-то не так, даже если это и не мошенники, то уж точно о серьезности этого сервиса говорить не приходится. Ну скажите, что это за серьезная контора, у которой не хватает финансов поставить даже городской телефон. Понятно, что лучше не иметь дело с такими сервисами. Даже если и не обманут и доставят товар во время, кто поручится, что будут исполнены последующие гарантийный обязательства?
Не лишним будет обратить внимание на уровень домена, на котором расположен сайт. Держитесь подальше от сервисов, расположенных на бесплатных хостах. Домен должен быть только второго уровня (www.mysite.ru). Хотя конечно сегодня и это не гарантия, регистрация домена второго уровня в зоне .ru стоит достаточно дешево, и мошенники идут на то, чтобы зарегистрировать отдельный домен под каждую отдельно взятую махинацию. Тогда не поленитесь и проверьте whois домена, сделать это можно, например, здесь. Зачем вам пользоваться услугами сервиса, домен которого зарегистрирован месяц назад, надежнее воспользоваться старым проверенным Интернет-магазином.
Если вы расплачиваетесь электронными деньгами, например, Webmoney, проверьте данные получателя платежа. Об этом мы уже рассказывали в статье Мошенничество в сети Интернет.
Еще можно посмотреть дату последнего обновления информации на ресурсе. Согласитесь, что если продавец давно не обновлял информацию, то есть не уделяет должного внимания своему сайту - главному инструменту в его бизнесе, то нет никакой гарантии, что вы получите внимания больше.
Ну и последнее, что вы в силах сделать, проверяя историю продавца, это конечно почитать в Интернете на различных форумах отзывы об этом сервисе. Сразу оговоримся, что не стоит очень сильно доверять мнениям, взятым с форумов. Отзывы пишут разные люди и очень вредные тоже, и каждый по своему понимает уровень сервиса, который должен обеспечивать Интернет-маназин. Поэтому даже об очень хороших и надежных онлайн сервисах в сети можно найти отрицательные отзывы, наоборот подозрение может вызвать сервис о котором пишут только хорошо, потому что все люди разные и всем не угодишь.
Доскональное внимание к информации о товарах.
Особое внимание стоит уделить информации о товаре, выложенной на сайте.
Что смотреть в первую очередь
* Компания производитель (юридический адрес, контактные данные и т.д.), * Страна производитель товара, * Технические характеристики товара, его размер, вес, обязательно его изображение, * Рекомендуемый срок службы, если это, например, бытовая техника, или срок годности если это лекарства или продукты питания, * Для товаров длительного пользования гарантийные обязательства продавца, то есть в течение какого срока в случае поломки продавец обязуется устранить обнаруженные неисправности бесплатно, где и как это будет сделано. Согласитесь если вы житель Владивостока, то вам не подойдет компания, у которой гарантийная мастерская расположена только в Москве, * Для товаров длительного пользования, если необходимо, наличие запасных частей и расходных материалов, их ориентировочной стоимости и доступности.
Понятно, что для каждой категории товаров свой список позиций, на которые стоит обратить внимание, и в рамках одной статьи предусмотреть все невозможно, однако общее представление о том что продавец должен указывать о товаре вы, надеюсь получили.
Пристальное внимание к условиям договора купли/продажи товара или услуги.
Вы должны четко понимать, что, совершая покупку в Интернет магазине, вы тем самым вступаете с магазином в деловые отношения, то есть вы выступаете в роли одной из сторон договора купли/продажи товара или услуги, даже не смотря на то, что Договор, как отдельный документ, скорее всего, оформлен не будет.
И все-таки лучше всего покупать в магазинах, где есть раздел "ДОГОВОР", где можно ознакомиться со всеми условиями и положениями осуществления покупок. Будет не лишним распечатать этот Договор и хранить его у себя, на случай если вдруг в будущем магазин изменит условия Договора и захочет отказаться от выполнения своих обязательств, мотивируя свой отказ положениями нового Договора.
Прочитав Договор, вы должны четко для себя понимать:
* Каковы сроки доставки товара, * Каковы условия расторжения договора, то есть, сможете ли вы в дальнейшем отказаться от купленного вами товара и вернуть себе деньги или обменять купленную вещь на другую, * Информация о гарантийном обслуживании, включая список компаний, которые это обслуживание производят, * Цена товара, она указывается всегда, однако не всегда указывается, включены ли в эту цену все налоги и сборы, * Цена доставки, * Способ оплаты покупок и способ возврата денег, если вы решите отказаться от товара, * Выдает ли продавец при доставке товара кассовый чек с информацией о продавце, датой покупки, цене и количестве купленных товаров, именно кассовый (товарный не пойдет), поскольку только он в дальнейшем будет являться доказательством совершенной вами покупки.
Если Договора как отдельного документа нет, а вещь вам очень понравилась, и больше нигде вы ее найти не можете, ничего страшного не произошло, любой солидный online сервис на своем сайте имеет раздел: "Соглашение" или "Порядок работы" или что-то очень похожее, который должен содержать всю и нформацию о ваших правах и обязанностях как покупателя. Конечно, размазанность информации по всему сайту значительно усложняет ее поиск, но лучше потратить это время сейчас, чем потом кусать локти.
А вот если о правах Покупателя вообще ничего не сказано, как говорится, у покупателя нет прав, одни обязанности, тогда лучше всего закрыть такой сайт и никогда к нему не возвращаться.
Отдельной строкой упомянем о Решении возникающих споров в процессе выполнения договора купли/продажи. Этот пункт должен быть вынесен отдельно в Договоре, но важно не это важно то, что вы должны понимать, куда в случае возникновения спорных ситуаций вы будете обращаться. Закон о защите прав потребителей никто не отменял, и на Интернет-магазины он распространяется также как и на обычные, так что телефоны Государственных органов по защите прав потребителей лучше всегда держать под рукой.
Удачных вам покупок в сети Интернет, следуйте инструкциям, изложенным в памятке покупателю товаров через Интернет, и тогда ваши новые покупки не будут портить вам настроение.